Каждый водитель в своей жизни проходит этап покупки первого автомобиля.
- Какой он должен быть?
- На что обратить внимание при покупке?
- Какое авто лучше не брать?
Эти и другие вопросы мучают не только новичков за рулем, но и опытных водителей. Хотя у опытного водителя, в отличие от новичка, уже есть понимание «математики» автомобиля.
Владение автомобилем – это не просто купить. Согласно законодательству, как только вы подписываете договор купли-продажи, вы становитесь не только полноправным собственником, но и тем, кто ответственен за технически исправное состояние автомобиля.
То есть владение автомобилем = купить + обслуживать + содержать. Это главная формула при покупке любого автомобиля.
Новый и дорогой или б/у? Самое первое, на что стоит обратить внимание – это стоимость самого автомобиля. На первой лекции я всегда спрашиваю у учеников автошколы:
- изучали ли они автомобильный рынок
- на какую стоимость автомобиля рассчитывают
- изучали ли вопрос стоимости обслуживания
Исходя из их ответов, могу сказать что чаще всего стоимость первого автомобиля оценивают в 500 тысяч рублей. Однако, есть и те, кто хочет новую машину или же машину не дороже 100 тысяч рублей. Как вы видите, стоимость первого автомобиля сильно разнится. И сами автомобили в этих категориях будут сильно отличаться.
Автомобиль за 100 тысяч рублей. Какой он?
Чаще всего это – российская «классика» с пробегом за 150 000 км и возрастом около 20 лет. Либо же иномарка с возрастом 25-30 лет и пробегом за 300 000 км. Хотя реальный пробег таких автомобилей может быть сильно больше заявленного в объявлении.
В чем минус таких автомобилей?
- Сильно устаревший кузов и салон.
- Автомобиль с большим пробегом – это автомобиль, требующий вложений. В данном случае больших финансовых вложений. Потому что системы автомобиля рассчитаны на определённый пробег, после которого их нужно либо менять, либо производить капитальный ремонт. Кроме того, я всегда советую проверять автомобиль перед покупкой:
- на наличие обременений*
- запрета на регистрацию
- количество ДТП
- а также расчеты ремонтных работ
В таком случае риск дополнительных вложений намного ниже.
- При выборе автомобилей данной ценовой категории нужно учитывать важный нюанс: единая база по ДТП действует с 2016 года, а в реестре числятся ДТП начиная с 2014 года. То есть, ДТП случившиеся до 2014 года никуда не попадают. А они 100% были! По статистике, если машина старше 8 лет, то она была, как минимум, в одном мелком ДТП. Но в данной ценовой категории все ДТП отследить никак не получится.
- Устаревший интерьер и экстерьер. Российская классика – это все же не про удобство езды. Главная задача таких автомобилей – ехать. Не очень комфортно, не очень быстро, но ехать.
*Обременения – это когда автомобиль находится у собственника, но собственник не может им полноценно распоряжаться. Чаще всего обременения бывают финансовыми: как залог под кредит или любой кредитный автомобиль.Пока кредит не погашен, машину нельзя продать по закону РФ. Или приставы могут наложить обременения за неуплату алиментов,коммуналки и тд.А потом могут изъять автомобиль в счёт долгов.
Б/у автомобили до 500 тыс. рублей
В ценовой категории до 500 000 рублей уже можно рассчитывать на автомобили интереснее. В основном это – иномарки от седана до внедорожника 2004-2008 годов выпуска. Но попадаются и более свежие седаны 2010-2014 годов.
В такой ценовой категории вполне можно найти автомобиль с кондиционером, электроприводом зеркал, подогревом сидений. Но пробег там тоже будет больше 150 тыс.км, а в некоторых моделях и более 300 тыс.км. И опять же, не факт, что реальный.
Но в отличие от предыдущей ценовой категории, эти автомобили:
- имеют ряд дополнительных функций
- более эстетичный внешний вид
- и меньший износ
Однако, снова проверяем юридическую чистоту, наличие ДТП и их серьезность, расчеты ремонтных работ.
Новые автомобили
Новый автомобиль – это:
- современный дизайн (как внутри,так и снаружи)
- куча дополнительных опций, которые позволяют комфортно находиться в салоне автомобиля и управлять им
- хорошая динамика. Динамика – это реакция автомобиля на педаль газа.Чем быстрее автомобиль разгоняется до 100км/ч, тем лучше динамика.
Вы сами можете выбирать комплектацию и сделать его именно таким, каким хотите видеть.
Но у данной категории есть один существенный минус – это стоимость автомобиля, которая начинается от 1,8 млн.
Зато у вас будет абсолютно новый автомобиль с нулевым пробегом. И на него не потребуется существенные вложения в ближайшие лет пять минимум.
Кроме того, новый автомобиль – это юридически чистый автомобиль: без износа и с гарантией от производителя.
Содержание автомобиля
Однако, выбирать автомобиль только из-за его стоимости и новизны глупо. В стоимость авто стоит закладывать и эксплуатационные расходы.
В первый год после покупки вы потратите на машину около 200 тыс. рублей в любом случае. Эту сумму вы наберете за счет:
- оформления автомобиля и постановки его на учет в ГИБДД
- полиса ОСАГО
- комплекта покрышек
- мелочей в салон (чехлы, ароматизаторы)
- замены расходников (как минимум масло в двигателе)
- и траты на содержание (бензин, мойка, оплата парковки)
Во второй год владения у вас добавится новая статья расходов – транспортный налог. Поэтому перед покупкой автомобиля я всегда советую посчитать ежегодную сумму налога на понравившаяся модель. А после ответить на вопрос: потяните ли вы такую финансовую нагрузку?
Если ответ отрицательный, то стоит снижать эти расходы путем выбора другой модели с меньшим объёмом двигателя и мощностью, в другом кузове и так далее.
Идеальный автомобиль для новичка
Вообще, если рассматривать автомобиль с точки зрения эксплуатационных расходов и расходов на техобслуживание, то для первого автомобиля я бы посоветовала взять переднеприводной седан или хэтчбек средней ценовой категории с бензиновым двигателем, объёмом не больше 1,6 литра.
Почему? У такого автомобиля есть ряд преимуществ:
- Соотношение стоимости и того, что вы получите за неё.
За 500-600 тыс. рублей вполне реально найти «живой» и надёжный автомобиль, не требующий больших финансовых вложений и непредвиденных расходов. Также за эту стоимость вы получаете автомобиль с доп. функциями и минимальным комфортом, которые вам, как новичку, сильно упростят процесс управления. - Обслуживание таких автомобилей сильно дешевле.
Это происходит за счёт того, что покупать запчасти и проводить техобслуживание вы можете в неофициальных СТО* (в отличие от нового авто).Да и в принципе, запчасти на подержанные автомобили стоят дешевле, чем на новые.*СТО = станция технического обслуживания. - Бензиновые машины дешевле в обслуживании, чем дизельные.
- Небольшой объем двигателя = небольшой расход топлива.
От объема двигателя напрямую зависит его мощность и расход топлива, что является существенной статьей расходов на содержание. Меньший по мощности двигатель будет расходовать меньшее количество топлива. А управлять большим количеством «лошадей» новичку без опыта будет достаточно сложно. - Седаны и хэтчбеки дешевле в обслуживании в сравнении с внедорожниками и кроссоверами.
Почему? Как минимум потому что в них меньше узлов, которые нужно обслуживать. Кроме того, данные типы кузова имеют меньшие габариты. А значит, научиться чувствовать эти габариты и управлять ими будет проще. - Переднего привода достаточно для движения в городских условиях и по трассам.
Однако, это существенно снизит стоимость вашего автомобиля и затраты на обслуживание: полноприводные автомобили и стоят дороже, и в обслуживании дороже.
Но выбирая подержанный автомобиль, нужно тщательно его проверять.
На что обратить особое внимание при покупке б/у автомобиля?
Во-первых, где вы будете его покупать? По ряду объективных причин, авто с пробегом лучше приобретать в автосалоне. Собственник или перекуп могут скрывать реальную картину и пытаться продать «убитый» автомобиль дороже его рыночной цены.
Автосалоны проверяют автомобили перед приёмкой и последующей продажей. Соответственно, риски приобрести «убитый», со скрученными пробегом и обременениями автомобиль по высокой цене существенно снижаются.
Во-вторых, перед покупкой обязательно проверяем историю автомобиля еще раз через сайт ГИБДД (по VIN-номеру) или купив отчёт на сайтах с продажей автомобиля. Смотрим:
- работал ли автомобиль в такси (влияет на пробег и условия эксплуатации)
- были ли ДТП (насколько серьезные и повреждались ли несущие элементы конструкции)
- есть ли запреты на регистрацию или аресты
В-третьих, проверяем, чтобы все номерные агрегаты совпадали по номерам с документами и не было следов механических повреждений. Если будет расхождение или следы механических вмешательств – вы можете лишиться и денег, и автомобиля.
В-четвертых, проверяем техническое состояние автомобиля и кузова. Для этих целей лучше всего с собой брать человека с большим опытом владения транспортными средствами.
Ну и последний совет. При выборе первого автомобиля помните, что его основная задача – научить вас ездить, маневрировать и понимать габариты. Пока вы будете набирать нужный опыт, ваш автомобиль будет получать царапины и сколы, терять зеркала заднего вида. А все это перешивается гораздо легче на подержанном авто, да и восстанавливается дешевле.