Правила дорожного движения: сигналы регулировщика.
Скидки -50% на обучение в автошколе

Правила дорожного движения: сигналы регулировщика

Разбираем сигналы регулировщика простыми словами в картинках с пояснениями

Получите бесплатный доступ к полному курсу теории ПДД

22 онлайн-занятия в Zoom. Обратная связь от преподавателя. Доступ к приложению, в котором организуется все обучение

В современных реалиях регулировщик на дороге — большая редкость. Однако, каждый водитель должен быть готов к встрече с ним и знать 3 основных сигнала регулировщика.

Кто такой регулировщик и когда он появляется?

Начнем с того, что регулировщик — это живой человек. В некоторых случаях именно он отвечает за организацию дорожного движения. Обычно за это отвечают разметка, светофор или знаки приоритета.

  • Появление регулировщика чаще всего связано с отключением электроэнергии: перестают работать светофоры на регулируемых перекрестках, шлагбаумы на ЖД переездах, и тут появляется он — регулировщик. 
  • Также мы можем встретить регулировщика при проезде участка дороги, на котором ведутся ремонтные работы. Очередность движения на таких участках может регулироваться как специальным светофором, так и регулировщиком.
  • Еще одной причиной появления регулировщика может стать ДТП. При серьезных ДТП иногда требуется частичное перекрытие проезжей части и регулирование очередности движения на участке с аварией.

Как видите, во всех перечисленных случаях, регулировщик — это специальное лицо, которое регулирует движение на отдельных участках. Нужен он, в первую очередь, для того, чтобы снизить риск возникновения аварийных ситуаций и нормализовать движение транспорта.

Чаще всего регулировщик — это сотрудник ГИБДД. Однако, согласно первому разделу ПДД «Общие положения», регулировщиком может быть не только он. Им может быть работник дорожно-эксплуатационной службы, сотрудник ВАИ, сотрудник транспортного контроля, дежурный на ЖД переезде или паромной переправе.

 

Как регулировщик регулирует движение? Общие правила

Регулировщик определяет очередность движения при помощи специальных сигналов. Поэтому водителю важно знать их. 

На регулируемом участке он использует 3 основных сигнала: 

  • Сигнал #1: рука поднята вверх
  • Сигнал #2: руки вдоль туловища или разведены в стороны 
  • Сигнал #3: правая рука вытянута вперед

 

Для подачи сигнала регулировщики используют руки. Но для лучшего восприятия они дополнительно используют:

  • Жезл: его держат в той руке, которая подает сигнал. Вместо жезла может использоваться диск с красным световозвращателем
  • Свисток: регулировщик свистит в момент смены сигнала, тем самым привлекая внимание водителей

Прежде чем мы перейдем к разъяснению сигналов, разберемся с общими правилами, которые нужно знать.

Правило 1:

При появлении регулировщика очередность движения определяется только им. В этом случае мы не обращаем внимание на светофоры и знаки приоритета.

 

Правило 2:

Регулировщик отменяет требование знаков и светофора, но не отменяет требования разметки. То есть в этом случае все так же запрещено пересекать сплошную и стоп-линию (при технической остановке).

 

Правило 3:

Требования к положению транспортных средств на проезжей части при появлении регулировщика остаются неизменны: все маневры выполняются из соответствующих положений на проезжей части. Например, поворот направо — из крайнего правого.

 

Правило 4:

Регулировщик определяет очередность движения руками. Движение всегда будет разрешено с двух сторон: тех, на которые указывают руки регулировщика.

 

Правило 5:

Движение со стороны спины регулировщика не осуществляется. Почему? У него нет глаз на затылке: движение транспорта в спину небезопасно, поэтому и запрещено.

 

Правило 6:

Регулировщик регулирует очередность движения трех категорий участников дорожного движения: пешеходов, трамваев и безрельсовых транспортных средств (автомобилей, мотоциклов и пр.).

 

А теперь мы рассмотрим сигналы регулировщика и то, как на них реагировать.

 

Сигнал #1: рука поднята вверх 

 

Первый сигнал — правая рука поднята вверх. Вот как это перевести на язык светофора: везде горит красный. А красный — это запрещающий сигнал. Движение запрещено. 

Все должны прекратить движение: и транспортные средства, и пешеходы.

  • Транспортные средства, которые находятся в процессе выполнения маневра, должны завершить его. 
  • Пешеходы должны покинуть проезжую часть: завершить переход или вернуться на тротуар (в случае, если пешеход только вступил на проезжую часть).
  • Все остальные должны оставаться на своих местах и ждать дальнейших указаний от регулировщика. 

Обычно с этого жеста начинается работа регулировщика на перекрестке. Этот же сигнал используют работники дорожно-эксплуатационной службы для остановки направления.

 

Сигнал #2: руки вдоль туловища или разведены в стороны

 

Второй сигнал — руки регулировщика разведены в стороны или опущены вдоль туловища. 

Вспоминаем Правило 4: 

Регулировщик определяет очередность движения руками. Движение всегда будет разрешено с двух сторон: тех, на которые указывают руки регулировщика.

То есть в этом случае движение начнут только те транспортные средства, на которые указывает регулировщик.

Но куда им можно двигаться? Только прямо? Направо можно? А налево? 

  • Безрельсовые ТС (автомобили, мотоциклы и пр.)  могут двигаться прямо и направо, предварительно заняв соответствующее положение на проезжей части. Направо можно повернуть только если вы стоите в правом ряду.
  • Рельсовые ТС всегда едут «из рукава в рукав» регулировщика. В данном случае у них только один вариант проезда — прямо.

Регулировщик встал к вам спиной, используя сигнал #2: что делать?

Вспоминаем Правило 5: 

Движение со стороны спины регулировщика не осуществляется.

Значит, в этом случае нужно остановиться. 

  1. Если регулировщик встретился вам на перекрестке, то вспоминаем правила остановки перед перекрестком:
    • При наличии стоп-линии — останавливаемся перед ней;
    • Стоп-линия отсутствует или недостаточно различима, но есть знак 6.16 «Стоп» — останавливаемся в месте его установки;
    • Стоп-линия и знак 6.16 отсутствуют, но перед перекрестком есть пешеходный переход — останавливаемся перед ним (остановка и стоянка на пешеходных переходах запрещена правилами, даже техническая);
    • Отсутствует все вышеперечисленное? Останавливаемся у края пересекаемой проезжей части.
  2. Если регулировщик встретился вам на переезде — так же останавливаемся в соответствии с правилами:
    • Есть стоп-линия — останавливаемся перед ней;
    • Стоп-линия отсутствует или недостаточно различима, но есть знак 6.16 «Стоп» — останавливаемся в месте его установки;
    • Стоп-линия и знак 6.16 отсутствуют, но есть знак 2.5 «Движение без остановки запрещено» — останавливаемся перед ним;
    • Все вышеперечисленное на переезде отсутствует, но есть светофор или шлагбаум? Останавливаемся не менее чем за 5 метров до светофора или шлагбаума 
    • Если перед переездом нет ни перечисленных знаков, ни разметки, ни светофора со шлагбаумом — останавливаемся за 10 метров от переезда.
  3. В остальных случаях останавливаемся перед регулировщиком.

 

А что с пешеходами? 

Пешеходы всегда переходят дорогу там, где движение отсутствует или минимально. В данном случае они должны переходить дорогу со стороны груди и спины, потому что именно там движение при сигнале #2 минимально или вообще отсутствует.

А если регулировщик стоит к вам грудью?

Если регулировщик стоит к вам спиной или грудью, то движение запрещено. «Грудь и спина для водителей – стена».

Движение в спину регулировщика всегда запрещено, а движение со стороны груди разрешено только при 3 сигнале.

Сигнал #3: правая рука вытянута вперед

 

При третьем сигнале правая рука регулировщика вытянута вперед.

Этот сигнал может трактоваться по-разному в зависимости от положения регулировщика по отношению к вам.  

«Глаза в глаза»: вы находитесь со стороны груди регулировщика

В этом случае правая рука регулировщика указывает на вас, а левая (если ее поднять) указывает направо. 

Такой сигнал разрешает всем транспортным средствам ехать только направо

В переводе на язык светофора: ваш светофор имеет доп. секцию «поворот направо». Эта секция горит зеленым, а основная секция горит красным. Значит, вам разрешено ехать только направо.

«Упор в правую руку»: вы находитесь со стороны правого бока регулировщика

Движение из такой позиции для всех транспортных средств запрещено

Для вас и трамвая «горит» красный сигнал светофора. Вспоминаем правила остановки и производим техническую остановку транспортного средства.

«Смотрим в спину»: вы находитесь со стороны спины регулировщика 

Если регулировщик при использовании сигнала #3 повернулся к вам спиной — вспоминаем правило 5

Движение транспорта со стороны спины регулировщика не осуществляется. 

Движение запрещено. Производим остановку.

В то же время помним, что за спиной регулировщика пешеходы переходят дорогу, так как за его спиной нет движения. Будьте бдительны.

«Упор в левый бок»: вы находитесь со стороны левого бока регулировщика

Для безрельсовых ТС (автомобилей, мотоциклов и пр.):

Сигнал #3 в таком положении по отношению к вам равносилен зелёному сигналу светофора. 

Можно двигаться в любом направлении.

(!) При условии, что вы заняли соответствующее положение на проезжей части:

  • крайнее правое для поворота направо
  • крайнее левое для поворота налево и разворота

Для рельсовых ТС:

Сигнал #3 с упором в левый бок означает для трамвая то, что он может двигаться только налево

Регулировщик и трамвай: важно понимать

1. Направление движения 

При работе регулировщика у трамвая только одно направление движения: «из рукава в рукав».

2. Приоритет трамвая

Трамвай имеет преимущество перед вами* в одном единственном случае: если вы решили совершить разворот.

 При этом: 

  • Регулировщик держит сигнал #3: правая рука вытянута вперед 
  • Регулировщик стоит к вам левым боком (т.е. вам разрешено движение в любом направлении)

Только при этих условиях траектория движения трамвая и безрельсового ТС может пересечься. 

В остальных случаях трамвай либо стоит, либо движется одновременно с вами, а ваши траектории не пересекаются. Значит, пропускать трамвай не нужно. 

 

* если вы водитель безрельсового ТС = автомобиля, мотоцикла и пр. А на дороге работает регулировщик.

Читайте также: Что объединяет всех новичков на парковке?
Восстановление навыков вождения
Уже получили права, но боитесь выезжать в город?

Запишитесь на программу «Восстановление навыков». Инструктор поможет справиться со страхами и улучшить навыки вождения

Что происходит?
Экзамены 30 Мар
Изменения в сдаче экзаменов с 1 апреля
Подробнее
Экзамены 26 Мар
Сегодня 14 из 17 учеников сдали теорию в ГИБДД с 1 раза
Лайфхаки 04 Сен
Это поможет сэкономить на ОСАГО до 40 000 р
Подробнее
Лайфхаки 31 Авг
Учимся чувствовать габариты автомобиля
Подробнее
+7 495 085-51-60 Работаем прямо сейчас
Сеть автошкол
в Москве
Запись на онлайн экскурсию в современную автошколу
Напишите свой номер телефона, мы запишем вас на бесплатную онлайн-экскурсию.
Отправляя заявку вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных
Записаться к инструктору
Оставьте свой номер телефона и мы подберем вам удобный график занятий
Отправляя заявку вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных
Заказать звонок
Оставьте свой номер телефона и вам перезвоним
Отправляя заявку вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных
Распродажа 11.11
Оставьте свой номер телефона и вам перезвоним
Отправляя заявку вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных
Новогодняя акция
Оставьте свой номер телефона для участия в акции
Отправляя заявку вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных
Оставить заявку
Оставьте свой номер телефона и мы скоро с Вами свяжемся
Отправляя заявку вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных
Рассчитать стоимость обучения
Оставьте свой номер телефона и мы с вами свяжемся
Отправляя заявку вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных